Головна » 2014 » Вересень » 05 » Методические рекомендации для дистанционного обучения
12:48
Методические рекомендации для дистанционного обучения

Внимание! Информация для учителей!

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения через интернет


ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.

Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.


ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ 

Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.


ИНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК


УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА

 Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с преподавателями курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов  на серверах Internet подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование и организация будут существенно иные. В данном случае мы говорим об обучении, т.е. о взаимодействии  учителя и учащихся, следовательно, требования к организации таких курсов должны определяться особенностями взаимодействия обучающего и обучаемого в условиях телекоммуникационной сети. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. 

Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий – суть средство реализации дидактических задач. 

 

При создании курса ДО важно учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого.

 

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;

б) используемых при этом педагогических технологий;

в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

г) эффективности обратной связи.

Другими словами, эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:

1.В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

2. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

3.Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

4. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

5. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

6. Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), автоматического контроля (через системы тестирования) так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).


При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования: 

 

Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки ученика.

 

Постановка учебной цели. Ученик с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

 

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для учеников), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.

 

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

 

Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше - в тестирующей программе, больше - в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

 

Оценка. В ходе работы с компьютером ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большинство учеников, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.   Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций " ученик - учитель - ученики ". Для этих целей рекомендуется организация работы учеников в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии. 

При создании курсов ДО широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться  обучаемому по своей собственной стратегии обучения по всему тексту курса.  Гипертекст - возможность создания "живого", интерактивного учебного материала,  снабженного ссылками между различными частями материала. Возможности гипертекста дают преподавателю  возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. Следующим шагом здесь может быть создание на основе одного и того же   материала "собственных" учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня знаний.  Гиперссылки позволяют обращаться к

Важно подчеркнуть, что качество обучения не улучшается просто от того, что ученикам дается доступ к новым технологиям. Качество зависит от методов, которыми эти технологии используются в учебном процессе.

Не менее эффективным является  использование в образовании других сервисов Интернет: электронная почта, Интернет-конференции и учебные форумы - прекрасные средства обсуждения учебного материала и взаимопомощи ученикам. Но практика показывает, что без контроля преподавателя они либо используются для разговоров, либо не используются вообще.

Как и всякое техническое новшество, каждый из сервисов Интернет, от электронной почты до WWW, имеет свою нишу оптимального применения в учебном процессе. И у этой ниши есть границы. Возможно, одно из важнейших решений при создании веб-курса - это мера, в какой степени он может дополнять или заменять очный курс, в какой мере он может и должен использовать преимущества, даваемые другими формами обучения.

Современные курсы ДО отличаются сжатым, реферативным изложением материала, делают необязательным сплошного чтение материала, позволяют строить процесс обучения в зависимости от уровня подготовки, быстроты усвоения материала, интересов обучаемого и т.п.

Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий человеку общаться с компьютером, используя самые разнообразные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др.

Мультимедиа - богатейшие возможности иллюстрации изучаемого явления. Это повышает качество образования и позволяет удерживать внимание обучающегося. Если раньше пределом мечтаний был изношенный черно-белый фильм, то современные технические средства позволяют создать гораздо более зрелищное учебное пособие в виде компьютерной анимации или даже игры. Использование средств мультимедиа позволяет активно использовать графику, цвет, мультимедиа, анимацию, звук.

В работе с гипертекстом ученик занимает более активную позицию в процессе обучения, т.к. он должен делать выводы по поводу прочитанного материала и сам выбирать последовательность переходов по гиперссылкам, в отличие от обычной книги, где материал излагается последовательно страница за страницей. Обучение становится ориентированным на ученика.

Использование средств мультимедиа и гиперссылок на страницах курсов позволяет:

·         Улучшить представления учебного материала.

·         Организовать широкомасштабные дискуссии.

·         Обеспечить удобный интерфейс.

Для организации дискуссий в курсе ДО используется Web-конференция (телеконференция или форум) и CHAT-система.

Недостаточно обеспечить учеников учебными материалами и рассчитывать, что они выполнят основную часть заданий; или просто поместить тесты в сеть Интернет и ожидать, что ученики будут учиться по ним без какой-либо педагогической стратегии и минимуму взаимодействия с преподавателем-тьютором.

При разработке курса ДО следует принимать во внимание изолированность ученика, обучающегося дистанционно. Материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны, все трудности процесса изучения должны заранее предвидеться педагогами.

 

При разработке дистанционных курсов необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

- распределять весь материал на известные ступени и небольшие законченные части;
- указывать на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводить из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;
- распределять и располагать материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Необходимо, чтобы материал захватывал, увлекал ученика. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности дистанционных курсов

Курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы). Гипертекст позволяет разбить текст раздела на более мелкие структурные единицы - занятия . Каждый раздел должен иметь заголовок, а занятия раздела – подзаголовки.

Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.

 

Основные требования к построению такой структуры: логичность выделения структурной единицы,  обозримость ее с содержание раздела, наличие для учащегося возможности прямой навигации из любой   структурной единицы в любую другую, логически с ней связанную, возможность перейти от данного раздела   к другому разделу курса.

Методические пособия должны быть построены таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.

Одна из наиболее распространенных ошибок при создании курсов ДО заключается в выполнении их в виде электронной копии стандартных печатных учебников. Информационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя мощный набор инструментов, которые должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса при дистанционном обучении.

Материал  для ДО должен обладать следующими качествами:

·         Развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, теоремы), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей).

·         Удобной для пользователя системой навигации, позволяющей ему легко перемещаться по курсу, отправлять электронные письма преподавателю, переход в раздел дискуссий.

·         Использованием мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).

·         Наличием подсистемы контроля знаний, встроенной в курс.

·         Разбивкой курса на небольшие блоки (страницы).

·         Наличием глоссария (автономные справочные материалы) и ссылками на глоссарий, разрабатываемые для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.

·         Ссылками на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.

·         Доступностью - быстрая загрузка, без усложнения эффектами.

·         Эффективной обратной связь с преподавателем (электронная почта, Web-конференции, IRC - технологии (chat)) IRC (Internet Relay Chat) - средство для переговоров через Интернет в реальном масштабе времени, которое дает Вам возможность разговаривать с другими людьми во всем мире в режиме прямого диалога (чаще всего с помощью набора фраз на клавиатуре компьютера).

 

 

В настоящее время широко используется следующая структура курсов ДО:

 

·         Авторы курса (педагоги, с фотографиями автора , контактными данными

·         Введение  (Информация о курсе). Дается краткая характеристика курса, кому он предназначен, что необходимо знать и уметь для успешного усвоения, расписание, цели и задачи курса, аннотация курса, организация курса, требуемая литература, порядок обучения, как работать с данным курсом, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по предмету.

·         Основной текст в виде модулей с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами (для будущего глоссария) и определениями, ссылками на другие страницы курса, и другие источники информации в сети Интернет, а также основные выводы по разделу. Каждый модуль должен иметь заголовок. Возможно указание Перечня вопросов, относящихся к данному разделу, но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться факультативно и дополнительные лекционные материалы.

·         Вопросов для самотестирования после каждого раздела, контрольных работ и тем для обсуждения на форуме данного курса. Задачи с ответами для тренинга.

·         Справочные материалы по предметной области курса (глоссарий), связанный гиперссылками с основным текстом. Глоссария, по возможности должен полно отражать содержание курса. Список сокращений и аббревиатур.

·         Литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.

·         Электронная библиотека – электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек, электронные книги с информацией, необходимой обучаемому, например по работе с электронной почтой, по поиску информации в Интернет и т.д. Каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией.

·         Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции(форум), чат).

·         Практические и лабораторные работы, необходимые для качественного усвоения курса. Предварительно рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, проверить знания теоретического материала.

·         Творческие задания (творческие  работы, эссе, задания, ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества.

·         Блок проблемных ситуаций (тексты задания на выявление глубины понимания).

·         База данных рефератов, творческих работ, проектов, рефератов других учеников, презентаций.

·         Web- работы старшеклассников (или файлы презентаций, размещенные в Интернет).

·         Блок с файлами (презентаций, рефератов, ….)

·         Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещенные на Web-сайте и доступные для обучающихся.

·         Заключительный тест. Экзаменационные материалы, требования к уровню владения материалам.

·         Блок мониторинга результатов учебной работы.

·         Пакет анкет. В комплект курса включаются пакет анкет для знакомства с потенциальными учащимися и пакет тестов для определения их исходного уровня знаний по данному предмету, теме и заключительная анкета для оценки курса и преподавателя.

·         Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок.

·         Виртуальный лабораторный практикум.


Модели занятий (дистанционная форма)

Особенностью дистанционной формы обучения является то, что преподаватель осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть Интернет. Имеется возможность организовать обучение как в режиме реального времени, так и в режиме асинхронного взаимодействия, при котором каждый учащийся работает в своем темпе. Место нахождения обучающихся также свободное, единственным условием является обеспечение каждого учащегося компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к материалам курса.

При дистанционной форме обучение на курсе начинается с регистрации обучающихся.

Преподаватель:

  • формирует группу обучающихся;
  • регистрирует обучающихся в курсе специальной учебной среды (регистрация при помощи кодового слова или ручная регистрация);
  • рассылает с помощью Новостного форума курса приветственное сообщение с объявлением о начале обучения и установленных организационных и временных регламентах обучения;
  • формирует траекторию обучения каждого учащегося.


 

коллективной работы обучающихся на пространстве курса, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ обучающихся, в организации онлайн-общения.

При систематическом изучении курса со слабой обратной связью формами дистанционного взаимодействия «учитель – ученики» являются:

  • при он-лайн взаимодействии – видео-трансляция лекций, аудио-конференция, консультации;
  • при оф-лайн взаимодействии – видеозаписи лекций, текстовые ресурсы, мультимедиа ресурсы и их сочетание.

При изучении курса с возможностью обратной связи с учениками формы взаимодействия расширяются:

·         при он-лайн взаимодействии – организуются дискуссии в режиме видеоконференции, опрос, тестирование после фрагмента лекции и пр.;

  • при оф-лайн взаимодействии – автоматизированная проверка тестов в курсе, выполнение заданий (устно и письменно), получение рецензий учителя на выполненное задание, рекомендаций по дальнейшему изучению курса и пр.

При изучении курса с возможностью организации совместной деятельности обучающихся в учебной среде («ученик – ученик», «ученик - ученики») формы взаимодействия включают сетевые инструменты:

·         Wiki, текстовый чат, обсуждения в форуме, ведение блогов (саморефлексия), совместное заполнение таблиц, составление схем, заполнение ленты времени, совместная работа над проектом (распределение ролей, формулировка задач, координация работы).

 

Вся содержательная часть обучения в дистанционной форме происходит в курсе, развернутом в специальной учебной среде. Продвигаясь по курсу под руководством преподавателя, учащиеся:

·         Знакомятся с теоретическим материалом

·         Участвуют в форумах (интернет-дискуссиях): высказываются, читают, интерпретируют, задают вопросы

·         Выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы


Используя интернет, учащиеся учатся осуществлять виртуальную коммуникацию друг с другом и с преподавателями:

  • задают свои вопросы преподавателю и друг другу в форумах;
  • сдают выполненные работы;
  • делятся своим практическим опытом.
     

Преподаватель:

  • проводит анализ учебной деятельности участников курса с помощью Отчетов о деятельности;
  • рецензирует работы;
  • отвечает на вопросы;
  • организует и поддерживает дискуссию в форумах: побуждает обучающихся высказываться и реагировать на высказывания друг друга;
  • организует онлайн-общение с учащимися (индивидуальное и групповое) в программах iChat, Skype, Videomost.


 Неаудиторная занятость педагогических работников включает следующие виды работы с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями:
 

  • анализ деятельности учащегося в системе дистанционного обучения по предмету за истекший контрольный период (формирует отчеты о деятельности обучающихся, анализирует их);
  • в случае отсутствия ученика на курсе в течение контрольного периода, отсутствия выполненных работ, информирование ученика, классного руководителя, родителей о задолженности;
  • проверка и рецензирование выполненных учениками работ (из расчета 5 минут на рецензию), выставление оценок;
  • определение новых индивидуальных заданий ученику на следующий период.

Периодичность контроля деятельности обучающихся на курсе и проверки выполненных работ определяются исходя из учебного плана (количество часов в неделю) и доводятся до сведения учеников до начала обучения.

Проверка предоставляемых учащимися промежуточных и итоговых аттестаций
            Специфика проверки работ обучающихся в условиях дистанционных технологий обучения – представляет собой одну из существенных составляющих модели мониторинга качества образования. Данный процесс, включающий проверку и подробное рецензирование письменных работ учителем, выборочную перепроверку этих работ и проверку учительских рецензий тьютором-монитором, анкетирование учителей и обучающихся по поводу качества учебных и методических материалов, используемых технологий, - обеспечивая как текущую аттестацию обучающихся и учителей, так и, в целом, обратную связь между службами и учебным процессом, придаёт законченный вид всей модели как системе дидактической интерактивной асинхронной коммуникации.

Особенностью контроля в дистанционном обучении является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения учащимися учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение ввиду опосредованного контакта обучающегося и педагога. В связи с этим, повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний.

На этапе изучения нового материала урока в учебной среде учитель может задать проходной балл, при достижении которого учащийся получает доступ к материалам следующей тематической секции курса. Проходной балл формируется в результате выполнения ключевого задания, имеющегося в конце каждой тематической секции.

При организации текущего контроля акцент сделан на выполнении учащимися различных видов заданий, используемых в специальной учебной среде: задания с ответом в виде текста; задания с ответом в виде файла; задания с ответом вне сайта; тесты; тесты “Hot Potatoes” и др.

В дистанционном обучении широкое распространение получил тестовый контроль как для самопроверки, так и для проведения итогового контроля (в здании школы или вне его под наблюдением учителя). Предпочтительными являются формы текущего контроля, использующие компьютерные технологии не только для проведения контрольного мероприятия, но и для обработки его результатов. Задания должны содержать описание шкалы количественных оценок контроля и соответствия баллов достигнутому уровню знаний и умений ученика. Формы текущего контроля в обязательном порядке фиксируются в тематическом планировании по предмету.

Реализована возможность учета различных вариантов проверки работы учителем: только рецензирование, только оценивание, рецензирование и оценивание. Учитываются различные системы оценивания (балльные, словесные).

В системе реализована возможность просмотра содержания заданий и содержания работ учащегося. В каждом курсе специальной учебной среды в режиме реального времени отображается информация о том, какие задания сданы учащимися этого курса и требуют проверки. Основное предназначение модуля для учителя – создать условия для эффективной работы по проверке работ обучающихся, а для администратора – дать удобный инструмент контроля за процессом учебного взаимодействия учителей и обучающихся. Особенностью формата курса является возможность задавать траекторию изучения материалов систематического курса (последовательность изучения тем курса), контролировать в автоматизированном режиме успешность изучения каждой темы курса, обеспечивать автоматизированный перевод учащегося к изучению каждой следующей темы курса в зависимости от успешности изучения им предыдущего материала. Таким образом, формат курса призван обеспечить индивидуализацию обучения за счет индивидуального темпа изучения материалов курса каждым учащимся.

         Целесообразны два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль. При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля. Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управление процессом обучения, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса обучения. Они учитываются как при планировании процесса обучения, так и в ходе его - как инструмент текущего и выходного (рубежного) самоконтроля.
        Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы.

Среди многообразия методов оценки подготовки обучающихся можно выделить:

  • написание реферата по заданной теме (индивидуально, в паре с другим учащимся или в составе группы, работающей по одному проекту);
  • референтную оценку работы другого учащегося, изучающего ту же тему;
  • личное интервью с преподавателем (в синхронном или асинхронном режиме);
  • оценку работы другим учащимся, работающим в одной учебной группе;
  • самооценку.


В дистанционном обучении сформировались новые формы оперативного контроля за учебной деятельностью (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, взаимопомощь обучающихся в форуме), создается портфолио работ каждого учащегося.

Таким образом, текущий контроль осуществляется учителем, ведущим обучение по предмету, через:
 

  • через обсуждение изучаемых вопросов в форуме во время дискуссий, семинаров и т.п.;
  • через тестирование (автоматическая проверка, проверка учителем);
  • через выполнение учеником заданий, требующих развернутого ответа (проверка учителем, рецензия учителя на ответ, оценка).


Промежуточная аттестация – проверка всех знаний, навыков и умений ученика, полученных при обучении по учебной дисциплине. Промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения учеником учебных целей и выполнения учебных задач программы.

Рецензирование (комментирование) как вид профессиональной деятельности учителя дистанционной школы

В дистанционном обучении большое значение приобретает письменная коммуникация участников образовательного процесса. Одним из наиболее значимых видов письменной коммуникации является рецензирование (комментирование) работ обучающихся.

Рецензирование (комментирование) является обязательным видом профессиональной деятельности учителя дистанционной школы и оплачивается за счет установленной процентной надбавки к педагогической ставке.

Основная задача педагога при написании рецензии – помочь учащемуся полностью решить учебную задачу. Однако рецензия предназначена не только для прочтения самим обучающимся, а и для изучения третьими лицами: коллегами-педагогами, кураторами, представителями администрации, родителями. Во втором случае рецензирование способствует решению задач формирования психолого-педагогического портрета учащегося, создания индивидуальной программы его обучения. Возможно написание специальных рецензий, предназначенных для прочтения третьими лицами.

Рецензирование работ осуществляется как в специальном интерфейсе электронной учебной среды (поле «Комментарий учителя»), так и в электронных письмах, в форуме, в чате, с использованием технологий интернет-телефонии и потокового видео.

Рецензия может быть полной и рассредоточенной. Во втором случае отдельные структурные элементы рецензии (комментарии) могут быть рассредоточены как в однотипных интерфейсах системы (поле «Комментарий учителя»), так и в различных: в форуме, в чате и т. д.

Учитель дистанционной школы избирает способ передачи рецензии и её структуру в зависимости от специфики курса, уровня мотивации обучающихся, психолого-педагогических особенностей обучающихся, степени усвоения материала учащимися и т. д.

 

 

Структурные элементы рецензии:
 

  • Обращение к ученику по имени. Благодарность за выполненную работу.
  • Перечисление достижений ученика.
  • Анализ ошибок с комментированием.
  • Обоснование выставляемой оценки. При наличии ошибок – указание на возможность повысить оценку после внесения в ответ дополнений и исправлений.
  • Установка на успех в последующих работах и практическом применении полученных знаний

Рекомендации ученику

При написании рекомендаций ученику целесообразно использовать:

  • глаголы повелительного наклонения нейтральной окраски: устрани, исправь, доработай, закончи и т.п.;
  • советы: лучше использовать, больше подходит и т.п.;
  • подсказки (в том случае, если ученик не в силах самостоятельно выполнить задание или неверно его понимает): обрати внимание, обрати внимание на подсказку, подумай над значением слова, сначала выдели корень и т.п.;
  • призыв к совместному действию: давай постараемся разобраться, попробуем вспомнить и т.п.;
  • рекомендации по использованию словарей (желательно со ссылкой на электронную версию): обратись к толковому словарю, узнай (уточни) значение слова в толковом словаре, воспользуйся словариком морфем и т.п. оценку работы.

Обоснование оценки

При обосновании оценки целесообразно использовать:

  • краткие страдательные причастия: работа оценена, ответ может / не может быть оценен и т.п.;
  • указание на возможность повышения оценки: внеси дополнения, пожалуйста, и оценка будет повышена и т.п.;
  • подчинительные союзы: причинные: потому что; так как; в виду того, что; благодаря тому чтовследствие того, чтов связи с тем, что и др.; целевые: чтобыдля тогочтобы и др. условные: еслиесли бы и др.; уступительные: несмотря на то, чтохотя и др.; следственные: так что.


Категорически запрещаются:
 

  • риторические вопросы типа Почему не реагируешь на мои замечания? Сколько раз тебе повторять? А где ответ? Это и весь ответ? и т.п.;
  • предложения с угрозой: Если не исправишь ошибки, ответ не будет оценен; Если не сделаешь вовремя, поставлю «два» и т.п.;
  • некорректные выражения типа можешь, когда хочешь; не знаешь – не надо было делать; наконец-то ты ответила; лучше бы не отвечал и т.п.;
  • словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + негативно окрашенные прилагательные»: ответ плохой̆, непродуманный̆, сумбурный̆ и т.п.;
  • сложные синтаксические конструкции; обилие вводных и вставных конструкций (особенно в 5–7 классах);
  • употребление терминов без разъяснения их значения.


 


Программы, которые используются при обучении на дистанции условно можно разбить на три группы:
 

  1.  Программы, позволяющие увидеть, услышать ученика/учеников, обменяться с учеником/учениками учебными файлами, быстрыми сообщениями. К ним относятся программы: iChat, Skype, OppenMeetings.
  2. Программы, позволяющие видеть/работать с экраном ученика удаленно. К ним можно отнести программы Remote Desktop, TeamViewer, Skype (только режим презентации), iChat (с замещением видеоконференции), OppenMeetings (не во всех версиях операционных систем).
  3.  Возможности, позволяющие работать учителю/учителям и ученику/ученикам в едином информационном пространстве. Это электронная почта и сайт школы.

Приемы организации учебной работы с использованием дистанционных ресурсов


В настоящее время получили распространение вариативные виды учебной работы с использованием интернет-ресурсов. Приведем примеры их практической реализации на учебных занятиях со школьниками.

  1. Тематический список (Хотлист)

Хотлист – это составленный учителем список ссылок, содержащих адреса сайтов по изучаемой теме. Применение тематического списка позволяет сэкономить время обучающихся, которое они затрачивают на поиск необходимого материала в Интернете. Второе достоинство этого приема состоит в том, что учащиеся могут выбрать из предложенных те сайты, в которых, по их мнению, наиболее полно и понятно изложен материал. В процессе работы хотлист можно легко дополнять, что также является достоинством этого способа.

Пример работы с хотлистом на уроках «Экологические катастрофы и экологическая экспертиза», 11-й класс.
 

  • Получите хотлист, используя ключевые слова.

                            Категория: Экологические_катастрофы
Одним из вариантов хотлиста может быть следующий список ссылок:

http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.ekologia-v-vuz.ru/problem/eko-krizis-katastrofa.php
http://www.prinas.org/node/622
http://www.ecoindustry.ru/
http://disasterium.com/indexb.shtml
http://www.pursei.ru/spravka.htm
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5554/

 

  • Изучите информацию, представленную на веб-страницах.
  • Составьте список ссылок на веб-страницы, на которых, по вашему мнению, наиболее полно раскрыто содержание данной темы. 
  • Дайте краткую письменную аннотацию информации, представленной на выбранных веб-страницах.

 

  1.  Мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook)


Этот вид работы ориентирован на создание коллекции мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. 

Пример мультимединого альбома по теме «Экологические катастрофы и экологическая экспертиза», 11-й класс.
 

  1. Графическая информация:


http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/501431
http://www.amic.ru/news/?news_id=71190
http://topnews.ru/video_id_4420.html
http://www.youtube.com/watch?v=CotK54lxg0s&hl=ru
http://www.youtube.com/watch?v=CotK54lxg0s&hl=ru
http://www.youtube.com/watch?v=007lH4W-H0s&hl=ru
http://www.greenpeace.org/international/photosvideos

Результатом изучения материала с использованием приема «Мультимедийный альбом» являются творческие отчеты обучающихся, выполненные в различных программах, например в Power Point.

 

  1. Поиск сокровищ (Treasure Hunt)


Вид учебной работы, предполагающей поиск информации, позволяющей ответить на вопросы фактического характера по изучаемой теме.

Этот прием состоит из четырех основных блоков:
 

  • инструкция;
  • перечень вопросов;
  • список ссылок на интернет-ресурсы;
  • «Толстый вопрос», при ответе на который происходит рефлексия знаний по изучаемому вопросу.


Методическая разработка приема «Поиск сокровищ»

Этап 1
 

  1. Прочитайте вопросы, предлагаемые вам по изучаемой теме.
  2. Исследуйте список интернет-ресурсов, содержащих ответы на них. Каждая интернет-страница содержит ответ только на один из вопросов.
  3. Когда вы решили, что знаете правильный ответ, отвечайте на вопрос.

Этап 2

Составление ответа на «толстый» вопрос.

Обдумайте вопросы выше, ответы на них, и материалы, которые вы изучили, исследуя web-сайты. Обобщите изученный материал в виде эссе, сообщения и пр.

Если ребенку тяжело обобщить изученный материал, то ему предлагается перечень вопросов или позиций, которые помогут выстроить материал ответа по определенной схеме. Порядок вопросов предопределен и нацелен на логичное изложение содержания изученного материала.

План составления эссе
 

  1. Мое имя.
  2. Моя позиция по изучаемому вопросу.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения.
  5. Доказательство правильности моей позиции.
  6. Заключение.


Если используется перечень вопросов, то они должны предполагать развернутые ответы, и так же, как позиции, данный перечень должен быть выстроен в соответствии с логикой изучаемого материала.

Эту работу учащийся может представить в классе, выложить на web-страницу, послать преподавателю.

 

  1.     Коллекция примеров (Subject Sampler)


Это способ организации учебной работы, при которой, выполняя личностно-ориентированные задания по изучаемой теме, учащиеся должны проиллюстрировать результаты своей работы материалами из Интернета.

Дешифровальщик

Учащимся предлагается незнакомый научный текст, который просят расшифровать, поставив к незнакомым терминам гиперссылки.

Прием прост в организации, так как текст можно выложить на сайте, разослать электронной почтой и т.д.

Задания такого вида позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка: кому-то достаточно поставить 2-3 гиперссылки, а кому-то надо будет «расшифровать» гораздо больше. Кто-то займется их поиском в сугубо научной литературе, кто-то воспользуется Википедией, а кто-то может расшифровать с помощью картинок, выложенных в Интернете.

5.   Интернет-экскурсии


Интернет-экскурсии – еще один вид учебной работы. Учащимся старших классов можно предлагать самим составлять интернет-экскурсии. Эта форма работы может быть индивидуальной, а может быть групповой, все зависит от объема информации и желаний обучающихся. Создание интернет-экскурсии – это своеобразная форма проектной деятельности, поэтому она может использоваться и в работе различных исследовательских обществ на базе школ или Интернет-сообществ.

 

 

Подборка материалов Олейник И.В.

Переглядів: 1316 | Додав: 103 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]